Пора зажигать свечи

Собор Александра Невского в Париже.

Просмотров: 35Комментарии: 0
Блог

"Собор А.Невского и его создатель Прот И.В.Васильев +1881

Храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского на улице Дарю в Париже, наверное, самая известная православная церковь Русского Зарубежья в Западной Европе. Он юрисдикции Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе –– «евлогиан», как проще называют в нашей среде ее прихожан по имени основателя сей церковной структуры, отколовшейся от РПЦЗ, митрополита Евлогия (Георгиевского).

Тесные взаимоотношения России и Франции начались еще во времена князя Ярослава Мудрого, когда в 1051 году его дочь Анна Ярославна вышла замуж за французского короля Генриха Первого. Однако лишь в 1816 году Государь Император Александр Первый издал указ «Об учреждении Церкви греко-российского исповедания при Миссии в Париже». Этот домовой храм открылся в 1820 году, и окормлял вместе с русскими проживавших во французской столице сербов, болгар, греков, валлахов.

В 1856 году идею о создании более вместительного парижского храма начал претворять магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Иосиф Васильев. Он хотел воздвигнуть церковь на общественные средства, что поддержал Государь Император Александр Второй, пожертвовавший 50 тысяч рублей. Такие же деньги дал Святейший Синод, и суммы начали поступать отовсюду. Не поскупились купцы нижегородской ярмарки, а греческий купец М. Бернадакис внес 100 тысяч франков.

Участок земли для будущего Свято-Александро-Невского храма купили в 1857 году. Для создания проекта его строительная комиссия обратилась к академику архитектуры, профессору, члену Парижской академии художеств Р.И.Кузьмину (1810–1861). Он был выпускником петербургской Академии художеств, работал в Гатчине, строил жилые дома и церковные сооружения в Петербурге. Спроектированный Кузьминым храм строил академик архитектуры И.В.Штром, известный как автор проекта Владимирского собора в Киеве.

Закладка Свято-Александро-Невского храма состоялась в 1859 году. Освящали церковь в 1861 году 30 августа— на праздник Перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. На торжестве при огромном стечении народа присутствовали чиновники парижской мэрии и специальный представитель Императора французов Наполеона III, а с русской стороны— посол граф П.Д.Киселев. Нижний храм собора освятили в честь Святой Живоначальной Троицы в 1863 году.

Из-за внушительных размеров (длина и ширина храма 28 метров, высота— 48 метров) и величественности храм называют Александро-Невским собором, и такова же роль этой русской церкви в сердце Парижа, как пишут ее прихожане: «Являя природу, красоту Православной веры, богослужения и русского благочестия, собор питает наши души, а как символ мира и любви Христовой он содействовал и содей­­ствует ознакомлению инославных и иноверных с нашей Право­славной верой, которая благодаря храму, торжественности богослужений, трогательности обрядов и церковному пению находит доступ к сердцам многих людей и не принадлежащих к ее недрам».

Внешний вид и интерьер храма Александра Невского выдержаны в стиле константинопольского Софийского собора. Главный купол опирается на четыре столпа. Снаружи он покрыт восьмигранным шатром с позолоченной главкой с крестом. По углам поставлены четыре башни-колокольни, также с шатровыми покрытиями и золотыми главками с крестами. Вдвух передних башнях находятся колокола. Собор построен из тесаного белого камня, пол тоже каменный: черные и белые плиты в шахматном порядке.

На паперти перед главным входом устроено шатровое покрытие в общем церковном стиле— с золотой главкой и крестом. На фасаде мозаичное изображение «Благословляющий Спаситель на троне»— копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна. Византийский стиль особенно ощущается во внутреннем убранстве и росписи храма. Над иконами и фресками работали многие художники: Бейдеманн, братья Сорокины, Бронников, Седов, Шереметев и другие. Полотно «Проповедь Иисуса Христа на озере Тивериадском» и картину «Хождение по водам» написал художник Боголюбов. За длинную историю своей жизни храм обогатился многими иконами, драгоценными сосудами, серебряно-хрустальной плащаницей и другими предметными подношениями частных лиц, организаций, объединений.

Иконостас в храме двухъярусный, как принято в византийских базиликах. Впервом ярусе и справа от царских врат помещены изображения Иисуса Христа, Архангела Михаила и святого Александра Невского. Слева— образа Божией Матери, великомученика архидиакона Стефана. Перед дверью в алтарь находится крест-памятник Святым Благоверным Царственным Мученикам, сооруженный Обществом ревнителей памяти Государя Императора НиколаяII под председательством полковника В.В.Свечина. Сам же Государь Николай Александрович молился здесь с Императрицей Александрой Федоровной 6 октября 1896 года.

Тут увидим и икону Патриарха Московского и всея Руси новомученика святителя Тихона. Рядом с ней другой образ: «Сия икона сооружена иждивением зарубежной Руси в молитвенную память по убиенном большевиками 20 ноября 1917 года последнем Главнокомандующем Русской Армии в войну 1914–1918 гг. Генерального штаба генерал-лейтенанте Николае Николаевиче Духонине». Можем прочесть рядом с этим образом подпись под следующей иконой: «Вечная память Преображенцам, на поле брани за Веру, Царя и Отечество живот свой сложившим». В храме находится киот с иконой Богоматери в память Российского воинства Императорской, Добровольческой и Русской Армий. На другом киоте— книга, где перечислены имена убитых и скончавшихся от ран летчиков Российского воздушного флота. Есть киот с иконой, воздвигнутый в 1950 году Общеказачьим союзом в память пребывания казаков на чужбине.

Здесь много икон, вызывающих самые разнообразные чувства, воспоминания. Вот, например, потемневшая икона Божией Матери «Феодоровская» в серебряной ризе с драгоценными камнями и под резной, орехового дерева сенью. Это список Феодоровской иконы 1289 года, сделанный художником Каменьщиковым в 1850 году,— в собор попал в 1866 году. Авот образ Вознесения Господня в позолоченной ризе и раме, с резной лампадой, являющийся даром Государя Императора Александра II и его супруги Марии Александровны: «Ввозблагодарение Господа за Святой Его Покров и Охранение в 25 день мая 1867 года», день покушения поляком А. Березовским на жизнь русского Государя в Булонском лесу. По этому поводу Государь Александр Второй молился здесь, в соборе его небесного покровителя Александра Невского, 7 июня 1867 года вместе с наследником Александром и Императрицей Марией Александровной. Втом году тут побывали Император Франции Наполеон III с супругой и король Прусский ВильгельмI.

Находится в храме дар Российского Обще-Воинского Союза— икона Богоматери, именуемая «Скоропослушницей». Она установлена с позолоченной ризой в резном, венгерского ореха киоте с надписью: «Вечная память Вождям и Воинам Христолюбивого Российского воинства за честь и достоинство Отечества живот свой положивших и в рассеянии скончавшихся». Привлекает внимание икона с изображением Архистратига Михаила в ореховой резной раме, преподнесенная храму в память командира, бойцов белой Дроздовской дивизии и украшенная изображением первого их знамени— морского Андреевского стяга. На образе надпись: «Вечная память доблестному военачальнику Михаилу Гордеевичу Дроздовскому и всем чинам».

В парижском Александро-Невском соборе отпевали многих известных русских людей. Это, например, великий князь Борис Владимирович (1943), великий князь Андрей Владимирович (1956), великий князь Гавриил Константинович (1955), певец Ф. И. Шаляпин (1938), писатели И.С.Тургенев (1883), И.С.Шмелев (1950), И. А. Бунин (1953), художник В.В.Кандинский (1944).

Для того, чтобы и поныне храм св.Александра Невского драгоценной «шкатулкой» продолжал удивлять парижан и приезжих со всего света, за его жизнестойкость постоянно боролись. Ведь, например, церковные стены постоянно покрывались копотью от свеч. А в 1900-х годах пожар в соседних конюшнях отразился на состоянии каменной кладки всей правой стороны собора. В 1920-х годах работы по закладке фундамента концертного зала Плейель с той же правой стороны способствовали крену колоколен. В1940–1944 годах при немецкой оккупации храм не отапливали, и сырость едва не начала уничтожать внутреннюю роспись.

Первые реставрационные работы собора на улице Дарю прошли через тридцать лет после его постройки, потом— спустя десять лет в 1898–1899 годах. Они сводились к заделке трещин в гипсовом покрытии главного купола. Внутренний ремонт верхнего храма удалось осуществить лишь в 1926 году. За реставрацию живописи тогда безвозмездно взялся бывший реставратор Музея Государя Императора Александра Третьего Д.Ф.Тюляхтин. После очистки картин, икон и стенописи в люстры церкви провели электричество.

В 1927 году, отчитываясь на годичном приходском собрании, помощник председателя приходского совета, бывший председатель Совета министров Российской империи с 1911 по 1914 год граф В.Н.Коковцов указал:

—Все видят, в каком блеске предстал пред нами храм... Если бы мы не приступили к этим работам, то, может быть, было бы уже поздно, так как от попыток некоторых любителей чистить деревянным маслом роспись уже начали разъедаться краски и портиться живопись. Работа была произведена французской фирмой по рецептам и указаниям реставратора Тюляхтина, лично производившего поправку ценных картин Боголюбова и живописи в алтаре и на иконостасе.

В 1929 году Д.Ф.Тюляхтин закончил оставшуюся реставрацию росписи алтаря. Тогда же по требованию полиции устроили новый вход в храм с правой стороны. Тревожное шатание правой передней колокольни обнаружили в 1935 году: ее главка покосилась,— и пришлось срочно ремонтировать. В1938 году увидели трещины под окнами в нижней части купола— укрепляли их поперечными стальными распорками. Все работы шли под наблюдением архитектора-консультанта К.В.Левандовского.

Собор терпел настоящее бедствие во время Второй мировой войны и потому, что главный его охранитель граф Коковцов умер в 1943 году. В 1950 году церковным старостой тоже удачно выбрали владельца завода стальных конструкций, инженера, бывшего офицера-дроздовца В.Н.Загоровского. Он энергично взялся за дело вместе с новым архитектором-консультантом собора из художнической династии Бенуа Альбертом Александровичем. Новые реставрационные работы они поручили строительной фирме русского предпринимателя, тоже бывшего дроздовского офицера Ф.А.Бойко, который уже отреставрировал Люксембургский дворец и две католические церкви.

Загоровский призвал на помощь в ремонте своих и Бойко бывших однополчан-«дроздов», какие из белых добровольцев стали теперь ядром добровольцев-строителей. Воктябре 1950 года они закончили работы по внутренней части верхнего храма. Однако весной 1951 года выяснилось, что на двух колокольнях и крыше выветрились камни, выпал цемент, а в нижнем храме отсырели стены. Надо было браться за немедленное подкрепление колоколен и центрального шатра, работы внизу, да не было денег. Тогда протоиерей Александр Чекан попросил в воззвании о финансовой помощи храму православных Русского Зарубежья. ВПочетном комитете собора ему активно помогала сестра Царя-Мученика Николая Второго, супруга покойного великого князя Александра Михайловича великая княгиня Ксения Александровна. Председательница Комитета Л.П.Детердинг пожертвовала на новый ремонт большую сумму. Ивсе-таки русские энтузиасты продолжали ремонтировать свой красавец храм, не зная, хватит ли средств даже на ближайшие недели. С миру по нитке, франк к франку, шли месяцы, и собор обновлялся, будто расцветал. Вмае 1952 года решили расписать его Свято-Троицкий нижний храм, по поводу чего приходский совет отметил: «Все стены должны быть выдержаны в светлых тонах. На алтарной стене должно быть изображение св.Троицы рублевского типа. На центральном столпе изображения святых не должны доходить до пола, а начинаться на высоте цоколя. По четырем крыльям, расходящимся от столпа, должны быть написаны большие херувимы. Иконостас должен быть выкрашен в светлые тона».

Русские парижане добывали средства на обновление своего храма святого как могли. Вянваре 1953 года в зале «Иена» артисты Русской оперы исполняли фрагменты из оперы «Князь Игорь». Этот благотворительный музыкальный вечер репетировали в помещениях Русской оперы, и для его успешности русские хозяева продовольственных мага­зинов пожертвовали провизию на роскошный буфет в «Иене».

В основном необходимые работы были закончены в конце 1954 года: все колокольни собора отреставрированы, крыша и стены починены, купола позолочены. Вянваре 1954 года на полное завершение обновления Свято-Александро-Невского храма пошел доход концерта Русской оперы в большом зале Пале де Шайо, организованного танцором Сергеем Лифарем, тоже пожертвовавшего свой значительный гонорар.

С этого года расписанный Альбертом Александровичем Бенуа и его женой Маргаритой Александровной нижний храм стал «молодежным приделом», где с весны на воскресных богослужениях начал петь хор русской учащейся молодежи. Сосени в «крипте» стали совершаться богослужения на французском языке, потом основавшие и франкоязычный приход на Дарю. Полностью роспись собора внизу была закончена в 1956 году, когда и фасад храма украсила новая мозаика Спаса Благословляющего.

Очередные тревоги возникли в 1962 году, когда в основе купола образовались трещины, грозящие разрушением центральной части здания. Пришлось заменять каменную кладку вокруг окон тамбура и устанавливать бетонный пояс для укрепления купола. С1978 по 1983 год собор ремонтировали под началом нового старосты, инженера-строителя В.Е.Тихоницкого, заменившего В.Н.Загоровского. Были реставрированы шатровые башни, восстановлен упавший крест правой колокольни, починен стальной каркас куполов и произведена их позолота.

В 1996 году здесь снова завершился ремонт: покрытие апсид собора листовым свинцом и восстановление декоративных карнизов в первичном виде, а в 1997 году приход­ский совет вел внутреннюю реставрацию по среднему поясу церковной живописи изображения четырех Евангелий и сцен из жизни Спасителя в полукуполах. Как всегда средства на это паства изыскивала жертвенным подвигом.

Оставьте комментарий!


Комментарий будет опубликован после проверки

     

  

(обязательно)